Новости » 2017 » июнь » 13 » DiRT 4: анализ игры спустя неделю после релиза

Анализ DiRT 4

Неделю назад состоялся релиз аркадного автосимулятора DiRT 4. В этом материале мы проанализируем мнения, оценки, обзоры игры.

Ситуация вокруг DiRT 4 сложилась непростая. Во-первых, игра сильно задержалась: хотя с момента анонса до релиза прошло всего ничего, ждали ее аж с 2013 года. (И вышедшая в 2015 году DiRT Rally не столько утолила жажду игроков, сколько спутала карты Codemasters, но об этом чуть позже.) Во-вторых, четвертую часть серии DiRT делали параллельно с Rally: вяло, с недостатком финансовых средств и сотрудников, осваивая новые технологии и платформы.

Но беда приключилась с тем, где не ждали: с восприятием игроков серии DiRT и ее истоков. И это непонимание, к сожалению англичан, породило шквал неоправданно негативных отзывов в сторону разработчиков. Давайте посмотрим на схему-хронологию* серии DiRT и ее родителя серии Colin McRae Rally.

Анализ DiRT 4

Все началось в 1998 году, когда на свет появилась игра Colin McRae Rally. Следом за ней в 2001-м, в 2003-м и в 2005 гг. вышли еще четыре игры в том же духе. Несмотря на короткие сроки разработки (и конкурентов в лице Xpand Rally и Richard Burns Rally) каждая часть серии Colin McRae Rally отличалась неизменно высоким качеством.

Спустя пять чисто раллийных игр Codemasters решается на спин-офф — Colin McRae Offroad. Предполагается, что он будет продуктом для широкой публики: это и низкий порог вхождения благодаря упрощенной модели поведения автомобилей, и целый ряд дисциплин, и широкий автопарк, в том числе пикапы, багги, грузовики. В процессе разработки подназвание меняется с «Offroad» на «DiRT», что обусловлено желанием авторов показать не просто бездорожье (которое по большому счету было и в ралли), а все «грязные» дисциплины: ралли-кросс, ралли-рейд, лэндраш, .

Игрокам всего мира понравился эксперимент, поэтому Codemasters идет еще дальше: они запускают в Colin McRae DiRT 2 шоу-элементы, окончательно разделяя Rally и DiRT. В 2007 году трагически погибает Колин Макрей, однако наследники великого автогощика разрешают сохранить его имя в разрабатываемой игре. Так мир получил последнюю [новую] игру имени Колина Макрея (однако в Северной Америке Colin McRae DiRT 2 вышла без него).

В серии Colin McRae Rally наступает переломный момент: поставленная на паузу в 2005 году, она не может продолжаться по очевидным причинам. Спин-офф серии Colin McRae Rally проходит «ребрендинг», и, отказавшись от имени Макрея, становится основной ралли-серией компании Codemasters, — так родилась DiRT.

Анализ DiRT 4

После слабой DiRT 3 дела Codemasters идут так себе. Нарастает недовольство игроков взятым курсом на шоу-элементы, а не хардкорное ралли, чем славилась серия Colin McRae Rally. Подразделение Codemasters, ответственное за DiRT, берет паузу, частично расформировывается, а в 2012 году начинает планировать дальнейший путь развития.

Судя по тизерам от дизайнера серии Пола Коулмэна (Paul Coleman) в его личном твиттере, это должна была быть DiRT 4 (в чем игроки не сомневались). Но что-то не сложилось. Может, разногласия в команде, но, что вероятней, банальная нехватка финансирования на серию, которая не блистала продажами. Об этом свидетельствует два факта: инсайдерская информация из студии Codemasters и последующий за ней ранний доступ к DiRT Rally в Steam.

Так или иначе Codemasters идет ва-банк: возвращение к истокам серии Colin McRae Rally, которое частично должно быть профинансировано игроками. Спустя десять лет основополагающие идеи Colin McRae Rally возрождаются в виде DiRT Rally — хардкорного ответвления от серии DiRT.

В 2016 году разработка DiRT Rally завершается, а в 2017-м Codemasters радует поклонников полноценной новой частью серии DiRT... и попадает в переплет. Отчего-то решившие, что серия должна продолжаться в духе DiRT Rally, виртуальные гонщики гневными отзывами оставили следы везде, где можно: в комментариях на Youtube и Facebook, в обзорах на Metacritic и Steam, в сообщениях на форумах. В пылу ярости игроки забыли, что серия DiRT никогда не была автосимулятором. Им было ответвление DiRT Rally, разработанное специально для тех экстремалов, кто все эти годы скучал по выигранным за очередной заход сотым секунды.

А DiRT 4 получилась такой, какой и должна была быть новая номерная часть. Здесь и упрощенная модель поведения автомобилей, и помощники управления, и россыпь спортивных дисциплин. С другой стороны никуда не делась подробная настройка уровня сложности (вплоть до отключения возможности рестарта заезда и всех вспомогательных элементов) и тюнинг болидов.

Анализ DiRT 4

Теперь, когда мы разобрались, что DiRT 4 — это не DiRT Rally 2, давайте посмотрим, как оценили гонку. Спустя неделю после релиза мнения смешанные. Средняя оценка обзорщиков на агрегаторе Metacritic — 85 баллов из 100 (по трем платформам, оценки от 70 до 92). Средняя оценка игроков на Metacritic — 7,2 балла из 10 (по трем платформам, оценки от 0 до 10). Даже на одном ресурсе разница существенная; при этом самые низкие цифры и обзорщиков, и игроков, — у компьютерной версии DiRT 4.

В сервисе цифровой дистрибьюции Steam на оценку без слез не взглянешь: на сегодняшний день DiRT 4 оценили почти 650 человек, а процент составил жалкие 65 единиц. Кстати, рейтинг DiRT Rally ниже положительного не падал с самого старта (сейчас очень положительный: 90 процентов из 9406 обзоров со знаком плюс).

В чем причина прохладного приема игроками игры DiRT 4? Основная масса жалоб на сложность и графическую составляющую. Трудно адекватно и объективно оценить сложность любой игры. Что такое сложная гонка? Зачастую сложность заключается в состязании с таймером. Редкая гонка предлагает такие задачи, которые предполагают умения игрока, а не заучивание трассы. Может, сложность заключается в борьбе с собственным автомобилем? ОК, отключайте всех помощников, подключайте руль и айда за золотыми медалями (на самом деле в игре их нет). Или пробуйте свои умения на генерируемых этапах, без заучиваний.

Что касается графики, то она вполне себе современная, хотя и не поражает воображение. Картинка, к счастью, получилась чистая, без блюра, хроматической аберрации и эффекта Боке; дальность видимости достойная, задники объемные. Эффекты дыма, пыли и тумана вообще лучшие в серии.
В конце концов ралли — дисциплина динамичная. По большому счету в любой гонке можно найти, к чему придраться.

Зато на другой чаше весов впечатляющая оптимизация: стабильные 60 FPS на Playstation 4, Xbox One и не самых мощные компьютерах.

Анализ DiRT 4

Придирки игроков к управлению выглядят натянутыми: машина не «выскальзывает», как в какой-нибудь V-Rally, управляется легко, на клавиши реагирует четко. Проблем в управлении геймпадом и рулем не обнаружено.

Что получилось традиционно плохо, так это дисциплина лэндраш, которая и раньше была унылой. Остались не вылеченными болезни десятилетней давности: как был баг с невозможностью ввести имя игрока в кириллической версии ОС Windows** еще в DiRT, так он и продолжает жить во всех гонках Codemasters. Как были проблемы с полноэкранным режимом, так они заботливо сохраняются до сих пор.

* — В этом материале никак не освещена аркада DiRT Showdown, потому как этот спин-офф не имеет отношения ко внедорожным играм.

** — Проблема невозможности введения имени игрока решается просто: надлежит перед запуском перейти на английский язык, так как в гонках Codemasters переключение языков не работает (а кириллица не поддерживается).